Мой малыш, я тебя узнаю!

Обсуждаем проблемы возраста от 1-3 лет

Мой малыш, я тебя узнаю!

Сообщение Светлана » 19 ноя 2010, 18:56

Как часто можно услышать: ”Девочки быстрее начинают говорить, это всем известно!”, ”Мальчик позже заговорит, а потом нагонит!”, ”Девчонки все такие болтушки”.

Статистика говорит о том, что логопедические группы детских садов большей частью состоят из мальчиков, у мальчиков же больше проблем с произношением, правописанием и т. д. Часто мальчик и девочка, воспитываясь в одной семье, одними родителями совершенно по-разному развиваются.

Насколько это все верно, действительно ли есть различия в освоении языка мальчиками и девочками? Да, у каждого из них свой путь развития речи, да и познания мира вообще. В чем же причина?
Все, наверное, знают, что наш мозг состоит из двух полушарий. Правому полушарию (которое обслуживает левую сторону тела: принимает большую часть информации от левого глаза, уха, левой руки, ноги и т. д. и соответственно передает команды левой руке, ноге, уху, а значит ”ведущее” как раз у левшей) свойственно пространственно-образное, интуитивное, целостное мышление. Его называют еще эмоциональным. Оно схватывает картину мира целостно, действует быстро. Левому полушарию (которое обслуживает правую сторону нашего тела) свойственно рационально-логическое, аналитическое, знаковое мышление. Левое как бы дробит картину мира на части, на детали и анализирует их. На это требуется время, поэтому оно действует сравнительно медленно.
Есть, кстати, специальные тесты для выяснения ведущих глаза, уха, руки.

Ведущий глаз определяется так: ребенку дают лист бумаги с небольшим отверстием. Его просят держать лист на вытянутых руках и смотреть двумя глазами на переносицу взрослого, стоящего в нескольких метрах перед ним. При этом взрослому обычно виден либо правый, либо левый глаз ребенка (ведущий).

Для определения ведущего уха ребенка просят послушать, как тикают часики. Маленькие часы должны лежать или висеть перед ребенком строго по центру. Нужно смотреть, каким ухом он будет слушать.
Для определения ведущей руки: погладить игрушку, держа в руке (ведущая рука гладит), снять колечко с пирамидки, размешать ложечкой сахар в чае и т. д.
Центры речи расположены у человека обычно в левом полушарии. Есть центр, отвечающий за мышечный акт произнесения слов, за артикуляцию. При его поражении человек понимает речь, может читать, но не может говорить, губы его не слушаются, когда он хочет что-то произнести. Другой центр речи отвечает за понимание речи, больной с дефектом этого центра может много, но совершенно бессвязно говорить, правильно строить совершенно бессмысленные предложения. И так далее.

”Обычно”, но не всегда. Иногда центры речи формируются не в левом, а в правом полушарии мозга, именно такие люди становятся леворукими и выбирают совершенно другую стратегию познания мира, освоения языка. Если вы воспитываете такого ребенка, не стремитесь сделать его другим, отнеситесь с уважением к его личности.

Что касается различий между мальчиками и девочками, оказывается, у мальчиков медленнее созревает левое полушарие (помните, у большинства там как раз формируются центры речи), а значит, действительно, мальчишки могут ”тормозить”, отставать на 4-6 месяцев. А у девочек левое полушарие созревает быстрее, поэтому лет до десяти они лучше решают логические задачи и превосходят мальчишек в речевых способностях. Но с возрастом у мужчин левое полушарие начинает лидировать, мужчины обгоняют женщин, становятся более левополушарными, чем женщины.

А поскольку девочки говорить начинают сравнительно раньше, у них все дальнейшее развитие проходит на фоне ”оречевления”, а у мальчиков только на наглядно-образном уровне.
Да и сами мы, как правило, вместо того, чтобы помочь мальчишкам, невольно поддаемся стереотипам: по-другому говорим с ними и играем. Ученые заметили, что мальчиков, даже маленьких, чаще ругают, реже берут на руки. По отношению к ним речь взрослых чаще содержит лишь прямые указания: ”отойди”, ”принеси”, ”дай”, ”сделай” и т. д.), а в разговоре с девочками (даже на первом году жизни) чаще упоминают о чувственных состояниях: ”люблю”, ”нравится”, ”веселый”, ”грустный” и т. д.

Девочки в основном левополушарницы (с ведущими правым глазом, ухом, рукой), они предпочитают ”дробить”, ”анализировать” – ”аналитики”, а мальчики – правополушарники, ”гештальтники”, воспринимают мир целостно (среди мужчин больше левшей). Хотя исключения, конечно, бывают.
”Аналитики” (большинство девчонок) идут от отдельных слов к словосочетаниям, а затем к грамматически оформленному высказыванию, в их лексиконе в основном предметные слова (существительные), они увлечены развешиванием ярлыков на разные предметы (в хорошем смысле), называнием того, что их окружает. Как это выглядит? Ребенок называет предметы, указательный жест его любимый, он постоянно требует, чтобы ему называли и показывали, как что называется. Его путь – путь постепенного усложнения. Например, сначала он может назвать кошку ”ки” – киса, потом, освоив другие звуки, – ”китя”, потом ”китя патет” (кошка плачет – мяукает) и дальше все сложнее и сложнее.

”Гештальтники” (большинство мальчишек) (”гештальт” – образ, форма, нечто целое) стремятся использовать язык не для обозначения окружающей действительности, а для регуляции собственной деятельности и установления контакта с окружающими. Для них важнее ритмический строй речи. Если какое-то слово недоступно для них артикуляционно, например, не может малыш произнести ”собака”, его это не смутит – он скажет ”какака”, сохранив ударение, ритмический контур слова, а кошку, уж наверняка, не назовет ”ки”. В начальном словаре таких детей не только существительные, но и слова самых разных лексических групп. Есть и замороженные фразы (в которых несколько слов, но ребенок воспринимает их как нечто целое, например, ”ка-куся” – как вкусно). Такие дети строят нерасчлененный текст или предложение, в котором, может быть, нет пока ни одного слова. Выглядит это как непонятное бормотание, имеющее мелодию речи. Постепенно малыш встраивает в него те слова, которые он научился произносить. Ритм и музыка слов оказываются важнее, чем точность воспроизведения звуков. Такой ребенок идет от развернутого высказывания к отдельному слову.

”Аналитики”, как правило, опережают по темпам роста словаря, зато ”гештальтники” больше способны к имитации (звукоподражаниям, повторения за вами разных слов и звуков).
Причем, разница видна уже на самых ранних этапах развития речи. Например, американская исследовательница К. Нельсон анализировала первые 50 слов, усвоенных разными детьми. И что же оказалось? Всех малышей можно было разделить на две группы, Нельсон назвала их ”референциальные” (аналитики, которые видят все составляющие, детали) и ”экспрессивные” (”гештальтники”).

Поскольку ”бывают и исключения” – мальчики, которые говорят так хорошо, ”как девочка”, лучше понаблюдайте за своим ребенком и определите, к какому типу он относится (лучше всего для этого вести речевой дневник, куда вы будете заносить все, что бормочет ваш ребенок, в каких ситуациях, для чего).

Определить, к какому типу относится ваш ребенок, поможет следующая табличка (цитируется по книге С. Н. Цейтлин ”Язык и ребенок”):

Ребенок относится, скорее всего, к первому типу (аналитик), если у него на начальном этапе развития речи:

Высокий процент существительных
Постоянная имитация существительных
Употребление только слов, имеющих смысл
Использование прилагательных
Быстрый рост словаря
Долгое использование неизменяемых слов
Долгое обозначение себя в третьем лице (Маша хочет к маме)
Отсутствие замороженных фраз
Имитации меньше, чем говорения
Употребление больше повествовательных предложений, чем побудительных.
Чем вы можете помочь такому малышу? Следуйте за направлением внимания такого ребенка (называйте те предметы и игрушки, которые его заинтересовали).

У ребенка второго типа (гештальтника):

Низкий процент существительных среди первых 50 слов
Имитация всех слов
Употребление и бессмысленных слов (и даже целых текстов, бормотание, похожее на речь)
Отсутствие прилагательных в лексиконе
Медленный рост словаря
Раннее изменение слов (мама, маме, маму)
Раннее употребление ”я” (о себе)
Есть ”замороженные” фразы
Имитации больше, чем говорения
Употребление больше повелительных предложений, чем повествовательных (”Дай”, ”Открой”, ”Иди”).
Чем вы можете помочь такому малышу? Побуждайте ребенка имитировать вас, хвалите за попытки (успешные и не очень).
Конечно, это два крайних случая, ваш ребенок может занимать и серединное положение (быть смешанным типом), но, как правило, одна из тактик будет ему ближе. Лучшее, что вы можете сделать для своего ребенка, – не пытаться изменить его стратегию, а подстроиться, помочь в продвижении именно по тому пути, который он избрал. Помните, ребенок следует своим особенностям строения мозга. Не сравнивайте своего кроху с другими детьми.

Для детей обоих типов:

Установите с ребенком контакт ”глаза в глаза”.
Повторяйте жесты, действия или вокализации ребенка.
Используйте слова ”языка нянь” (топ-топ, ням-ням, бай-бай), они помогут ребенку войти в родной язык, особенно если он сталкивается с артикуляционными трудностями.
Комментируйте действия, события, называйте предметы.
Оставляйте место для ответной реплики ребенка, ответьте за него, если он промолчал.
Говорите с ним внятно, членораздельно, договаривая все слова до конца. Простыми, но полными предложениями, а не так, как мы разговариваем между собой, обрывая фразу, комкая окончание. В первые месяцы сделайте упор на эмоциональность, а позднее (с 5-6 месяцев) – на простоту.
Если ребенок не единственный в семье (есть брат или сестра), помните, общение с родителями тоже необходимо, причем каждого ребенка в отдельности. Когда дети (особенно погодки или близнецы) общаются только друг с другом, они неизбежно начнут отставать в своем речевом развитии.
Не исправляйте напрямую, а предоставляйте правильный образец речи (”правильно, это собака” – в ответ на нечленораздельное бормотание).
Расширяйте высказывание ребенка (например, ребенок говорит ”бай-бай”, а вы отвечаете ”Пойдем спать: ”бай-бай”).
Хвалите ребенка. Слова ”умница”, ”молодец” должны стать наиболее частотными словами в вашем лексиконе при общении с крохой. Кстати, ”молодец” лучше воспринимается мальчиками, причем нужно пояснить за какое конкретное действие или поступок вы его хвалите, а ”умница” больше подойдет девочкам.

Наталья Кулакова, к.ф.н.,
ст.науч.сотр лаборатории моделирования речевой деятельности СПбГУ,
руководитель Центра развития Натальи Кулаковой «Солнечный круг»,
мама троих детей
Светлана
 
Сообщений: 1255
Зарегистрирован: 09 дек 2009, 13:08

Re: Мой малыш, я тебя узнаю!

Сообщение Lesya » 20 ноя 2010, 02:09

До рождения сына читала выдержки из книги "Мальчики и девочки - два разных мира. Нейропсихологи - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам", авторы В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман. Очень интересно и, спасибо, Светлана, я про нее снова вспомнила. :) Поищу ее в магазинах.
Lesya
 
Сообщений: 19
Зарегистрирован: 01 май 2010, 11:47
Откуда: Ногинск (Леснова)

Re: Мой малыш�я тебя узнаю!

Сообщение Lao » 24 сен 2014, 17:19

интересно,�пасибо. почерпнула�ля себя новую информацию
Аватар пользователя
Lao
 
Сообщений: 101
Зарегистрирован: 14 сен 2014, 19:21

Re: Мой малыш, я тебя узнаю!

Сообщение Энджи » 18 ноя 2014, 12:54

Очень интересная и поучительная статья.
Энджи
 
Сообщений: 115
Зарегистрирован: 15 ноя 2014, 01:18


Вернуться в Детки от 1 до 3 лет